|
Рецензия
"О книге Габделя Махмута"
.....................
Автор: Владимир Еременко.
.....................
Дата добавления: 22.12.2002
.....................
Думаю, что не многое говорит это имя широкому российскому читателю. Я,
например, встречаю его впервые, хотя долго работал в издательстве, которое
ежегодно выпускало до двухсот книг национальных писателей. Знаю многих
русскоязычных писателей. Признаюсь, не всегда знакомства с ними были
открытиями. Главный инструмент писателя - язык. А он не родной...
С этими опасениями я и приступил к чтению рукописи Габделя Махмута. Читал
с
опаской, однако, уже по первым рассказам понял, что имею дело с неслучайным
человеком в литературе. А дочитав рукопись до конца, уверовал, что в
российскую современную прозу пришел интересный писатель, со своим видением
мира и своим почерком.
Его письмо лишено внешнего блеска, в нем нет лихо закрученных сюжетов
и
коллизий, но есть внутреннее напряжение и динамика, которые цепко держат
внимание читателя. А главное, в прозе Махмута есть то счастливое
угадывание, когда ты восклицаешь: "А ведь это было и со мной!"
Трагедия замерзающего в степи мальчика в рассказе "Татарчонок",
который
случайно отстал от тракторных саней, напомнила мне военное лихолетье,
когда
я и сам оказался в его гибельном положении. Однако автор проводит своего
юного героя не только через экстремальные испытания природой, но и
испытания людьми, дурными и добрыми, где побеждает высокий дух и
человечность.
Герои Махмута, в большинстве своем, крутые парни, живущие в трудных
условиях Крайнего Севера, где добывается свет и тепло для России. Многие
современные молодые, да и не только молодые, писатели видно для воссоздания
колорита жизни этих людей, нередко прибегаю к столь же "крутому"
языку в
своих произведениях. Стало какой-то дурной модой "сдабривать"
речь героев
открытой похабщиной и матерщиной. И жаль, что наша критика и большие
писатели не восстают против этого поветрия.
Габдель Махмут отвергает этот путь. Писатель ведет повествование в
традициях русской литературы, которая в своих высших образцах была
целомудренной и хранила чистоту языка. Даже в рассказе "Хайван",
поведавшем
о трагедии пьющего по-черному человека, автор остается верен этой благой
традиции.
Широк и разнообразен у писателя диапазон изобразительных средств. Короткий,
всего в несколько страниц, рассказ "Земляки" освещен поэзией
и тонким
юмором, вызывающим у читателя добрую улыбку. Рассказы полны точных
наблюдений, которые открываются только художественным натурам.
Одним из лучших, на мой взгляд, является рассказ "Чертово колесо"
-
грустное и светлое повествование об угасающих жизнях старика Ахмета и
его
верного друга пса Арслана. "Долга жизнь, пока молод, - рассуждает
старик,
работающий в парке сторожем. - Точно чертово колесо. Пока поднимаешься,
кажется скоро, а повернул вниз и того быстрее приехал…" "…старость
- это
усталость, а она сильней и сильней гнет к земле".
В общем, книга состоялась. Когда-то Александр Фадеев сказал, что писатель
-
это талант и биография. Габдель Махмут обладает этими добродетелями.
|
|